Судьба МУП КТТУ как пример непрофессионализма краснодарских чиновников
В последние пару дней грянул скандал в МУП КТТУ. Дошло до того, что работники МУПа обратились с открытым письмом в администрацию Краснодара, а также за помощью к депутату Законодательного собрания от КПРФ, руководителю Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения Геннадию Шабунину. Суть обращения транспортников в следующем: текущая ситуация на предприятии близка к катастрофе. У городского транспортного предприятия огромные долги, идут сокращения.
Началось уничтожение ремонтной базы, что является крайне тревожным признаком. «На примере предприятий горэлектротранспорта других городов известно, что уничтожение ремонтной базы неминуемо ведет к развалу предприятия», — сказано в обращении сотрудников МУП КТТУ.
Вдобавок накануне в отставку подал директор КТТУ Иван Полухин, который пробыл на должности аж целых три месяца. Спикер администрации города Владимир Вербицкий, написал по поводу увольнения Полухина целый пост в Facebook, который начинался следующими словами: «Директор КТТУ написал заявление по собственному желанию. Ниже ответ почему и куда мы движемся». Но вот как раз ответов на эти животрепещущие вопросы мне в посте господина Вербицкого найти не удалось. Более того, пост заканчивается просто убойной фразой: «На аппаратном совещании в администрации города 26 июня глава Краснодара Евгений Первышов дал поручение – проработать стратегию развития трамвайного сообщения в городе». Класс! Оказывается, все это время КТТУ работало без стратегического плана развития! Брависсимо!!!
Масло в огонь подлили активисты общественного движения «Городские решения». В понедельник в их блоге вышла статья: «Мэрия Краснодара и МУП «КТТУ»: конфликт по Станиславскому», где в ярких красках описан конфликт работников и администрации. «Идут массовые сокращения в мастерских по ремонту подвижного состава. На днях может прекратиться работа автобусных маршрутов: у предприятия закончились деньги на бензин. Что вообще происходит, кто виноват и что делать?», — пишется в преамбуле статьи.
Активисты «Городских решений» называют главными причинами проблем предприятия – навязанные в лизинг автобусы, которые остались после проведения Олимпиады. Более того, утверждается что политика взятия в лизинг автобусов продолжилась и в 2017 году: после Кубка Конфедераций закуплено еще 60 автобусов (тоже в лизинг и тоже на МУП КТТУ).
Для решения проблем КТТУ Городские решения предлагают три действия:
1 Нужно выбрать «своего» руководителя. Т.е. выбрать руководителя собранием коллектива КТТУ
2 Бюджеты Краснодара и Краснодарского края обязаны взять на себя оплату лизинговых платежей за новую технику.
3 Ликвидировать «засилье» частных перевозчиков.
Статья Городских решений широко разошлась в СМИ, ее активно обсуждают в социальных сетях. Даже администрация города отреагировала на нее: на сайте krd.ru появилась соответствующая запись. В частности, заместитель главы Краснодара Е. Зименко сказал: «До последнего времени часто озвучивалось, что трамвай — прибыльное подразделение, автобус убыточен, а троллейбус убыточен вдвойне. Но предприятие не делало глубокого анализа прибыльности и убыточности в разрезе каждого маршрута, не определяли причины».
И вот тут, после прочтения фразы Зименко, во мне вскипело негодование, и я решил написать эту статью.
Я не буду утверждать, что те методы, которые предлагают Городские решения не приведут к позитивным сдвигам. Приведут. Но я берусь утверждать, что этого недостаточно и даже реализация всех трех пунктов все равно не вытащит предприятие из беды.
У читателей может возникнуть закономерный вопрос: а что же делать, как спасти МУП КТТУ, какие методы требуются для такого спасения?
Ответ тут таков. Для того, чтобы решить проблемы КТТУ городская власть должна понять две вещи:
Во-первых, транспортную проблему в городе можно и нужно решать только в комплексе. КТТУ лишь часть большой и сложной транспортной системы города-миллионника, каким сейчас является Краснодар. А наша транспортная система сильно больна, в ней много застарелых проблем. Ее надо лечить и лечение должно быть системным.
Во-вторых, решение проблем КТТУ и транспортного комплекса Краснодара возможно только на научной основе. Подчеркну: ТОЛЬКО НА НАУЧНОЙ ОСНОВЕ. На основе научного анализа и планирования. В данный момент этого нет.
Для того, чтобы читатель лучше понял мою мысль расскажу о круглом столе, посвященном проблемам транспортного комплекса Краснодара, который прошел в ноябре 2014 года в СК «Олимп». Этот круглый стол тогда организовали депутаты-коммунисты, а также городские активисты. Пришли обсуждать проблемы города депутаты Гордумы Краснодара, представители МВД, профильных структур администрации города, а также представители транспортной отрасли и члены научного сообщества. Подробнее об этом можно прочитать вот тут.
Уже на том круглом столе тогда еще руководитель МУП КТТУ А. Панин обозначил проблемы, которые стоят перед КТТУ и дал негативный прогноз развитию транспортного сектора Краснодара, если не осуществлять системные реформы.
Также и в то время начальник управления по организации дорожного движения администрации Краснодара М.С. Жарков говорил, что готовится закупка немецкого программного обеспечения, для создания виртуальной транспортной модели города с целью ее оптимизации. Также планировалось и осуществить анализ эффективности различных маршрутов КТТУ.
Кстати об этой модели я потом слышал только один раз в новости на сайте городской администрации. Более ничего.
Там же тогда звучали и отдельные предложения по повышению эффективности работы КТТУ, но заведующий кафедрой организации перевозок и дорожного движения Кубанского технологического университета Т.В. Коновалова иронично заметила: «Любое локальное мероприятие не решает в целом проблему, а лишь переносит ее в другое место».
Кстати она же тогда обратила внимание городских чиновников на то, что внятной стратегии развития транспортного комплекса в Краснодаре нет.
В общем прошло два года. Стратегии развития транспорта как не было, так и нет, иначе зачем собирать совещание для того чтобы «проработать стратегию развития трамвайного сообщения в городе». Не представили широкой общественности и обещанную цифровую модель транспортной системы в городе. Точнее саму модель сказали что создали, а вот результатов её работы не видно!
Более того, не ясна и цель развития транспортной системы и МУП КТТУ в частности. Чего мы хотим: Дешевого проезда? Быстрого проезда? Комфортного проезда? Это далеко не всегда совместимые вещи и нужно определять приоритеты. Например, можно увеличить среднюю скорость трамваев увеличив межостановочное расстояние. Но тогда идти придется дольше.
Подводя итог можно сказать, что ситуация в городском транспортном комплексе достигла уже критического значения. Как воздух нужна программа развития. И эта программа должна иметь научную основу, создаваться с использованием самых современных средств анализа и прогнозирования. Точечными решениями проблемы уже не решить.