Участники дискуссии в клубе «Альтернатива» обсудили тему: «Сберкласс – зло или благо?»

На днях состоялось заседание дискуссионного клуба «Альтернатива», созданного несколько лет назад при краевом Комитете КПРФ. В это раз обсуждалась тема «Сберкласс» – зло или благо?»
Поводом для выбора темы стало внезапное введение в ряде школ Краснодарского края цифровой «персонализированой» платформы обучения от ПАО Сбербанк. Об участии в эксперименте родители и ученики школ, а зачастую и сами преподаватели узнали только сейчас.
Это вызвало бурный резонанс и нешуточные страсти, поскольку публичного обсуждения самой обучающей платформы не было. После попыток директоров ряда школ предложить родителям «добровольно-принудительно» подписать заявление на согласие об участии их детей в эксперименте, родители были вынуждены обратиться в прокуратуру. Несколько школ полностью отказались от «Сберкласса».
Для того, чтоб хоть как-то прояснить ситуацию, узнать о самой цифровой платформе, принципах её действия и особенностях, к участию в заседании дискуссионного клуба были приглашены представители ПАО «Сбербанк», краевого министерства образования, науки и молодежной политики, а также преподаватели, представители общественных организаций.
Стоит отметить, что представители Сбербанка и министерства на мероприятие не явились, под разными предлогами уклонившись от публичного обсуждения, либо вообще «потеряв связь». Кстати, именно по этой причине не удалось получить ответ на самый главный вопрос: какую пользу видит министерство образования от внедрения платформы «Сберкласс?..
Однако разговор все-таки состоялся. В интересной дискуссии приняли участие представители родительских организаций, общественники, просто горожане, для которых тема была интересной.
Ведущими спикерами, принявшими приглашение, стали: депутат городской Думы Краснодара, руководитель фракции КПРФ Александр Сафронов и преподаватель математики Наталья Саакян.
По мнению А. Сафронова, результатом введения данной цифровой платформы станет дальнейшая деградация системы школьного образования, обусловленная ещё более интенсивным переходом на «дистанционку» и снижением уровня социализации учеников. Цель же введения этой платформы преследуется чисто коммерческая: помимо доходов от продажи софта, возможно, будет использован и инструмент так называемых «подписок» для оплаты «дополнительных услуг» внутри программы. Поскольку саму платформу держат в тайне и не презентуют широкой общественности, невозможно судить о степени ее готовности и эффективности, как и о «подводных камнях». Не исключено, что платформа предоставит ПАО «Сбербанк», по сути, неограниченные возможности сбора персональных данных детей, начиная со школьной скамьи. Мониторинг привычек, интересов, реакции на те или иные тесты позволит практически идеально подобрать нужные инструменты рекламы для каждого – с юных лет, с целью формирования устойчивого спроса на продукты Сбербанка. Не решен и вопрос о гарантиях от возможной утечки персональных данных.
В свою очередь, Н. Саакян отметила, что качество образования заметно снижается – не только в случае перехода на платформу «Сберкласс», но и при введении «удаленного» обучения вообще. Ухудшается успеваемость учеников, снижается концентрация их внимания. При этом дети все больше времени проводят за цифровыми устройствами, что может сказаться на их здоровье. Нормальное очное обучение ничем нельзя заменить, ведь только при живом общении педагог может точно оценивать причины ошибок, допускаемых учениками. Такое недоступно искусственному интеллекту, анализирующему лишь те результаты, которые заложены в его программу.
Обоим спикерам после вступительных выступлений были адресованы острые вопросы из зала. Родителей, например, сильнее всего интересовало, насколько возрастет финансовая нагрузка. Ведь совершенно очевидно, что использование программы не только в школе, но и дома, подразумевает наличие дорогостоящей техники и высокой скорости интернета. Но уже сейчас многие родители вынуждены брать кредит для подготовки ребёнка к школе, и возможное введение дополнительных платных инструментов ухудшит ситуацию.
Завершая дискуссию, Н. Саакян обратила внимание на снижение качества учебников математики. По её словам, в учебниках 60-х годов прошлого века способы донесения информации ученикам зачастую были более понятны, чем в современных пособиях. Что же предлагает экосистема Сбербанка, вообще неизвестно – поскольку неизвестно, кто является составителями учебной программы. Имеют ли эти люди профильное образование и опыт, необходимые для работы с такими задачами?..
А. Сафронов видит опасность платформы «Сберкласс» в дальнейшем разделении образования – на образование «для всех» и образование «для элиты». Для большинства граждан, при сохранении конституционной гарантии доступности образования, будет представлен лишь суррогат образования, упрощенный до воспитания чисто потребительского инстинкта. Для «элиты» же, наоборот, будет возможность проходить полноценное обучение в очной форме, с преподавателями, за огромные деньги. Вопреки заблуждениям, такое разделение приведёт не к воспитанию отдельных талантов, якобы без отвлечения на «средний результат», а к полному упадку способностей большинства российских учеников.
Все участники дискуссии выразили надежду, что публичное обсуждение и презентация «Сберкласса» все-таки будет организовано региональным министерством образования и науки – с объяснением всех мотивов и целей.