Николай Осадчий: Ключевые вопросы системы здравоохранения уходящей Думой не решены!

Член ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы Н.И. Осадчий принял участие в заседании Совета Кубанского государственного медицинского университета.
Он рассказал представителям профессорско-преподавательского коллектива об итогах 5-летней работы Комитета Госдумы по охране здоровья.
Н.И. Осадчий:
— Было проведено 13 парламентских слушаний (медпомощь детям в школах и детских садах, информатизация здравоохранения, сельская местность, онкологическая помощь и паллиативная помощь, стратегия развития, иммунопрофилактика и другие); 46 «круглых столов» (правовые и этические аспекты деятельности, социальный статус медработников; лекарственное обеспечение, медицинское образование, медицинская наука, страховые принципы медицины и страховые медицинские организации, цифровизация и телемедицинские технологии, психическое здоровье и психическое здоровье детей, качество и безопасность пищевых продуктов, клинические рекомендации и протоколы лечения, кадры для первичной медико-санитарной помощи, традиционная медицина, врач и пациент, вакцинация, хирургия как зона профессионального и юридического риска, лечение и профилактика ВИЧ, частная медицина, военная медицина, организация медпомощи пациентам с ХОБЛ и другие).
Были разработаны и приняты законы, которые решали следующие проблемы:
- условия ликвидации и реорганизации медицинских организаций в сельской местности;
— цифровизация здравоохранения, телемедицинские технологии: придание юридической силы всем манипуляциям с использованием «цифры», ЕГИСЗ, «электронный документооборот»;
— лекарственное обеспечение орфанных больных: бюджет по этому вопросу увеличился с 44 млрд. в 2018 году до 64 млрд. рублей – в 2021 году.
— совершенствование системы обязательного медицинского страхования (средства для «земского доктора» и «земского фельдшера»; стимулирующие выплаты медикам за выявление онкологических заболеваний в ходе диспансеризации и профосмотров; прямое финансирование из Федерального ФОМС федеральных медицинских организаций, оказывающих специализированную помощь; изменение нормативов расходов для страховых медицинских организаций «на ведение дел» — 0,8-1,1 % (ранее было 1-2%);
— вертикаль в здравоохранении: назначение регионального министра здравоохранения по согласованию с Минздравом РФ;
— досрочные пенсии медицинским работникам за выслугу лет (с учетом работы во вредных и опасных условиях);
— деятельность волонтеров (в том числе – в медицинской сфере);
— здоровье детей: «школьная медицина» плюс принципы здорового питания и гарантии питания школьников, внесение изменений в УК РФ – противодействие деятельности, направленной на склонение детей к суицидальному поведению; запрет на продажу несовершеннолетним и использование в общественных местах – электронных сигарет, кальянов и другой никотино-содержащей продукции;
— оказание первой помощи (изменения приняты в двух чтениях): уточнены понятия, указаны полномочия Минздрава по определению порядка первой помощи, а также условия использования спецсредств, в том числе – автоматических дефибрилляторов;
— донорство костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток и их трансплантации; помощь детям с онко- и гематологическими заболеваниями;
— законы периода «ковида»: о биологической безопасности плюс дополнительные бюджетные средства на выплаты медицинским работникам, на создание ковид-госпиталей, на восстановление медицинских учреждений первичного звена; дистанционная торговля лекарствами, расширение возможностей «телемедицины».
Фракция КПРФ активно поддерживала все эти и другие законодательные инициативы. Но ключевые вопросы пока не решены.
Что нужно решать в ближайшее время? На мой взгляд, усилия должны быть сосредоточены, прежде всего, на трех направлениях.
Первые. Государственное бюджетное финансирование здравоохранения и медицины: необходимо доводить до 7 процентов от ВВП. Все годы – вокруг 3,5-3,6 (за исключением 2020 года, когда срочно были выделены средства на борьбу с эпидемией. Но дальше, в бюджете 2021 года, все вернулось к тем же 3,6 процента. А раз денег не хватает, то невозможно осуществить надежное лекарственное обеспечение регионов, провести должную модернизацию медицинского оборудования, повысить зарплату медицинских работников!..
Второе. Совершенствование системы обязательного медицинского страхования, в том числе – постепенное исключение страховых медицинских кампаний из этой системы.
Третье. Преодоление кадрового дефицита. По словам министра здравоохранения РФ М.А. Мурашко (Рос. газета, март 2021), нужны еще около 25 тысяч врачей первичного звена и 130 тысяч среднего медперсонала. Что делать, где найти кадры? Программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер» не дают нужных темпов, да и представляют собой, по сути, «тришкин кафтан»: переезд кадров из одного региона – в другой. Кардинальное решение состоит в том, чтобы увеличить число студентов в вузах и колледжах.
Чтобы молодежь чаще выбирала своей профессией медицину, нужны не только моральные мотивы, но и дополнительные стимулы: хорошая стартовая зарплата, гарантии жилья. Плюс к этому в обществе должен сформироваться высокий престиж профессии.
Что касается оплаты труда медицинских работников, то должны быть определены базовые оклады. Недопустимо, чтобы зарплата различалась в 5-10 раз, в зависимости от региона. Фракция КПРФ вносила законопроект на эту тему, но он не был принят.
Следующий вопрос – о качестве подготовки кадров, «непрерывное образование». Нужно еще раз обсудить, что дала отмена интернатуры, возможно, укрепить институт наставничества. Но главное предложение – в том, чтобы создавать многопрофильные университетские клиники. Вузы нуждаются в собственной базе, где одновременно лечат, учат и занимаются наукой…
***
В заключение Н.И. Осадчий поблагодарил ректора КГМУ и весь коллектив вуза: «В течение пяти лет моей думской биографии вы были надежной опорой моей работы в Комитете по охране здоровья Госдумы – как в экспертном, так и в морально-психологическом плане. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество».