Н. Осадчий: Без социального оптимизма вымирание народа остановить невозможно!

В Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему «Реализация национального проекта «Демография»: региональный аспект». Мероприятие подготовила и провела фракция КПРФ.
В числе выступивших был депутат Госдумы, первый секретарь Краснодарского краевого Комитета КПРФ Н.И. Осадчий. Размещаем полный текст его выступления.
Н.И. Осадчий:
— Уважаемые товарищи, коллеги! Сначала – коротко – региональный аспект. Краснодарский край можно рассматривать как определенную модель противоречивых демографических процессов. Регион считается относительно успешным, чему в значительной мере способствует развитие мощного агропромышленного комплекса, а также два мегапроекта: «Сочинская Олимпиада» и «Крымский мост».
Но, в интересующем нас плане, мы видим следующее.
С одной стороны, общая численность населения края растет, добавляя по 50-60 тысяч в год.
Однако это, во-первых, происходит за счет непрерывного миграционного потока: в край едут жить со всех концов России.
Во-вторых, растет численность жителей именно курортных городов Черноморского побережья (Сочи, Анапа) и краевого центра (его население уже давно де-факто перевалило за миллион, а то и за полтора). И здесь остра проблема, например, нехватки мест в детских садах и школах. Дело доходит до того, что в начальных классах нумерация доходит до буквы «ц». Это – плоды стихийной миграции.
С другой стороны, что касается соотношения рождаемости и смертности в целом по краю, то налицо так называемая «естественная убыль»: так, в 2019 году она составила около 9 тысяч, а по 2020 году – 21,5 тысячи. И в январе текущего года эта тенденция продолжилась: родилось 4881, умерло почти в два раза больше – 9663. По сравнению с январем 2020 года видим рост темпа «естественной убыли».
Особенно печальна картина по сельским территориям Краснодарского края: станицы и хутора буквально вымирают, смертность выше рождаемости в 1,2 – 1,5 раза. Сельское население стареет, молодежи мало, потому что нет рабочих мест. Например, в 1990 году на Кубани было более 2 тысяч животноводческих ферм, к настоящему времени осталось не более 600. А ведь это – главные рабочие места.
Плюс «оптимизация» медицины. Один пример. Вы все слышали о станице Тамань. Рядом – «Крымский мост» – «мост в будущее». А рожать из этой станицы едут за 60 километров!..
Так что выводы очевидны: демографическая картина в крае как бы полосатая, миграцию необходимо регулировать, а село нуждается в социальных переменах...
Теперь – еще об одном аспекте обсуждаемой нами проблемы, который иногда остается в тени экономических и социальных подходов, но демография – проблема комплексная, и в ней, наряду с экономикой и «социалкой», важное место занимает, например, социальная психология.
Вы можете удивиться: «зачем», но я напомню: сегодня, 18 марта – памятная дата, 150-летие Парижской Коммуны. Это было великое событие, с которого началась практическая реализация многовековой мечты людей труда о справедливом общественном устройстве.
В ХХ веке эта мечта была осуществлена в Советском Союзе. Критиков много, но вот что очевидно: легких времен в истории СССР не было, а численность народа неизменно росла.
Смотрите: в 1940 году в СССР проживало 194 миллиона человек, а в 1955 году, через 10 лет после тяжелейшей войны с огромным количеством жертв и потерь, – вновь 194 миллиона.
Такой рост народонаселения стал не только следствием умной и справедливой социальной политики Советского государства, но и отражением этой политики в умах и в душах людей. Это был колоссальный социальный оптимизм, желание жить и работать, была жизнеутверждающая система ценностей, уверенность в завтрашнем дне.
Чтобы семьи рожали и растили детей, нужны надежные государственные гарантии: доступное жилье и стабильная работа, приносящая стабильный доход.
Социально-экономическая политика в современной России не дает решения этих вопросов. И все-таки гибельные демографические тенденции нашего времени связаны не только с бездарной социально-экономической политикой и деградацией системы управления без стратегического планирования социальных процессов, но и с особой морально-психологической атмосферой. Она сочится не только с телеканалов или из информационно-телекоммуникационных сетей,но из всех пор общественной системы российского капитализма. Народу навязывается эгоизм и «потребительство», что противоречит всем вековым духовным традициям нашей страны – и православным, и советским. На нас напирают дегероизация истории, русофобия и антисоветизм. Отсюда – пессимизм и отчаяние, нежелание думать о завтрашнем дне в позитивном ключе…
Два предложения. Мы должны заставить партию власти усилить воспитательный, ценностный аспект в государственной политике во всех сферах. Мы должны требовать, чтобы был создан государственный орган, который мог бы координировать демографическую политику во всех направлениях, связывать разрозненные действия в одно целое.
Нам необходимо добиваться, чтобы на высшем государственном уровне пришло осознание, что сами по себе материальные стимулы и льготы не станут решением демографической проблемы. Человек целостен, духовные помыслы и силы находятся в единстве с телесными проявлениями. И если власть не в состоянии остановить духовную деградацию и моральную вакханалию в СМИ, не в силах предложить созидательную систему ценностей и жизненных ориентиров, хотя многие из этих ценностей (семья, дети, правда об истории) записаны в Конституции, то эта власть должна уйти, и она – рано или поздно – уйдет!..
Без социального оптимизма вымирание не остановить. Но массовый социальный оптимизм может появиться только с поворотом общества к социальной справедливости, когда люди увидят этот поворот и поверят в него!..