"Как у нас голосуют, или взгляд изнутри". Заметки партийного активиста
На протяжении более чем двадцати лет я являюсь постоянным участником всех выборных кампаний. И как рядовой избиратель, и как член УИК с решающим и совещательным голосом, и как наблюдатель, и как доверенное лицо кандидата на выборах разного уровня: от президентских до глав администраций (края, района и поселений), а также депутатов — от Госдумы до сельсовета.
Основным законом является Конституция РФ, принятая на референдуме. Порядок всех выборных процессов регламентирует закон № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Всем нам понятно, что жизнь не стоит на месте, и иногда возникает необходимость в «корректировке» законов. Важно, чтобы эти изменения не были направлены на ущемление прав и свобод граждан. Из недавней истории всем нам известно о судьбе референдума по сохранению СССР, результаты которого были нагло и подло преданы. А сколько за этот период было компаний: то выбираем, то назначаем, то еще какая-то делёжка внутри муниципалитетов (одних выбираем, других назначаем) и так далее!
В общем, «блюда» в этой сложной «кухне» готовятся под заказ и порой, к сожалению, не для народа, а в законах при этом имеются «бреши», которыми могут манипулировать «господа-реформаторы». А их задача — задурить, заморочить народ так, чтобы выпестовать прослойку граждан-«пофигистов», то есть тех, кто не ходит на выборы, так как уже не верят в их «честность», и в лучшем случае говорят так: «Кого надо, уже выбрали, зачем ходить, всё бесполезно».
И эти «пофигисты» порой даже не понимают, что своим отношением они усугубляют ситуацию. А властным структурам, старающимся удержаться у «заветной» кормушки, это как раз на руку. В итоге судьбу выборов решает, в лучшем случае, треть избирателей района или поселения.
Думаю, что сегодня наступила пора депутатов Госдумы, избранным от народа, проявить настойчивость и профессионализм, добиться принятия поправок в законодательство — считать выборы состоявшимися при явке более 50 процентов от числа граждан, имеющих право голосовать.
Кто-то скажет, что тяжело будет собрать людей, но, как говорится, вы — власть, всенародно избранная, вот вам и карты в руки. Проявите настойчивость и умение работать с населением, а не только с той частью, которая придет и проголосует за «нужного» кандидата. Это и есть первостепенная задача органов исполнительной власти любого уровня. И всем нужно понять: только реальные голоса, без махинаций, могут быть залогом честной и плодотворной работы после выборов.
Но сегодня многими выдвиженцами от партии власти движет нестерпимое желание «победить», и не важно, какой ценой — подлога или подкупа, фальсификацией или банальной подлостью...
И в результате те граждане, которые ещё верят в справедливость и приоритет ЗАКОНА, участвуют в выборах, но при этом, видя обман, подкуп и различные махинации, окончательно теряют всякую веру и надежду — не только в настоящее, но в будущее нашей страны, да и своей малой Родины...
В последние годы в Тбилисском районе прошла череда выборных компаний, которые стали обязательным атрибутом административной чехарды, проводимой губернатором Ткачёвым.
Это же происходило и в других районах нашего края.
Может быть, таковы были принципы «кадровой политики», но все-таки менять глав района, избираемых населением, без обнародования причин их отстранения, на мой взгляд, недопустимо. Из-за этой чехарды у нас теперь в долгостроях больничный комплекс и спортивный комплекс, а ЖКХ, водопроводные сети — в жутком состоянии.
После того, как сорвался ввод больничного комплекса в эксплуатацию, А. Ткачев заявил, что спросит с главы района по всей строгости. И спросил — ну, «о-о-очень» строго, перевел его в Гулькевичский район. И опять выборы, и всё повторяется...
По опыту выборов в нашем районе можно судить обо всем «букете» известных нарушений — как в период подготовки к выборам, так и в день голосования. Например, попытки вброса бюллетеней имели место в 2012 году — и на последних выборах Президента (УИК 4812), и на выборах депутатов Заксобрания края (УИК 4822), о чём исчерпывающе свидетельствует видеозапись. Этой темой занимались работники СКСУ РФ, но должной оценки эти очевидные факты не получили, а поэтому подпитали все тот же принцип безнаказанности и вседозволенности.
Были и другие нарушения — в ведении документации, голосование за иного лица, допуск к голосованию лица, не имеющего на это право, устройство «каруселей», а также искажения при проведении голосования вне помещения, использование административного ресурса, сговор и так далее.
В последнее время особенно настораживает рост числа голосующих на дому, за что большая «благодарность» отдельным квартальным и тем, кто ими управляет. Конечно, этот факт можно «обосновать» возрастом голосующих, но зачастую по приезду комиссии к заявителю видно, что он вполне в состоянии голосовать на участке, а иногда вдобавок еще и слышишь: «нам квартальная сказала, что не надо ходить, к вам приедут, только голосуйте за НАШЕГО кандидата». Ну, а дальше уже дело техники...
Существует и другая сторона проблемы честных выборов. Это — низкий уровень знания своих прав членами УИК — как с решающим, так и совещательным голосом, да и наблюдателями, доверенными лицами.
Чтобы поправить дело, мы силами райкома проводим занятия. На июль — август текущего года, к выборам депутатов Госдумы, запланировано два занятия: «Методы фальсификации выборов» и «Фиксация нарушений и порядок составления соответствующих актов и подача жалоб». На занятиях будут представлены аудио- и видеоматериалы из архива предыдущих выборов, а также образцы актов о нарушениях.
Еще один аспект. В Тбилисском районе сформировано 45 УИК, но ни в одной комиссии представители КПРФ не являются председателями либо секретарями. Правда, в 36 комиссиях наши представители являются заместителями председателя комиссии, но опыт показывает, что решающую и главную роль в деятельности УИК играют именно председатели и секретари. Это известно всем, кто хотя бы один раз побывал членом УИК или наблюдателем. Ну и, конечно, как лица подотчётные ТИК в административном и в финансовом отношениях, председатель и секретарь не могут поступать вразрез установкам ТИК...
Считаю, что как председателя ТИК, так и председателя УИК необходимо избирать на первом организационном собрании соответствующей комиссии. А что касается подготовки члена комиссии, то эту задачу нужно оставить за выдвигающей его партией. Так можно предоставить возможность быть председателем комиссии каждому из ее членов. В настоящее же время все председатели — и ТИК, и УИК — «назначенцы», а кем и как — без комментариев. А назначенный председатель подбирает себе и «верного» секретаря.
Разумеется, работа ТИК и УИК не сводится только в получении результата под заказ. Нет, и ещё раз нет. Работа в комиссии — очень сложная и напряжённая, и порой неблагодарная. В комиссиях, как правило, работают честные, грамотные и порядочные люди. И, как и каждый из нас, они могут ошибаться — в силу различных обстоятельств, и, наверное, поэтому выборное законодательство допускает присутствие на участках и наблюдателей, и членов комиссий с правом совещательного голоса, и представителей СМИ, и кандидатов, и доверенных лиц. Это — обязательное условие для того, чтобы выборы были честными, открытыми, гласными и чтобы никто не мог сказать, что нас кто-то «одурачил», и «сделал» выборы.
И ещё. После выборов наступает следующий день, который должен дать гражданам гарантии: спокойно и счастливо жить, растить детей и внуков, быть уверенными в завтрашнем дне. А это все будет только тогда, когда мы все вместе честно и добросовестно выполним свой гражданский долг — от избирателя до председателя комиссии.
P.S. В этой статье не ставилась задача осветить все нарушения на выборах в Тбилисском районе, главное — побудить, чтобы в нашей газете выступали члены УИК и делились своими мыслями и выявленными незаконными действиями на их участках. Нужно начать общение в газете по этой теме. Как вариант, я предлагаю открыть рубрику под названием «Как у нас голосуют, или взгляд изнутри».
В.Н. Тупицын, второй секретарь Тбилисского райкома КПРФ