Газета «Краснодарские известия» рассказала об уникальных эпизодах биографии летчика-ветерана партии

Подполковник в отставке, член КПРФ 85-летний Юрий Рындин, руководитель одной из краснодарских ветеранских первичек, в свои армейские годы служил летчиком и штурманом 1-го класса.
Ему было 24, когда после окончания училища и получения звания лейтенанта, он был направлен в Бакинский округ ПВО. Здесь он на МиГ-17 заступил на охрану воздушной границы с Ираном.
Но летать пришлось недолго: в январе 1960 года прошла вторая масштабная волна сокращений в советских вооруженных силах, инициированная Н.С. Хрущевым. С летной работы Рындина сократили, но увольнять из Вооруженных сил не стали – уж очень ценный специалист.
Вместо этого его отправили штурманом на аэродром Кала неподалеку от Баку. Здесь, находясь на командном пункте дивизии, спрятанном глубоко под землей, он поднимал в воздух истребители в случае нарушения наших границ, и «экспедировал» военные самолеты, проходившие через зону его ответственности.
— Это произошло в начале 60-х годов, — вспоминает одну из «шпионских» историй подполковник в отставке. – Ночью я, дежурный штурман, находился на КП, когда нам с одной из радиолокационных станций поступило сообщение о нарушении воздушной границы. Я тут же поднял на ноги всю смену, доложил командованию.
Однако сложность заключалась в том, что вражеский самолет шел по «слепой зоне», местности, которую не видели локаторы. Рындин предложил поднять истребитель. Даже если вторжение окажется ошибкой, МиГ в небе можно будет объяснить проверкой боевой готовности. Баку согласился и отдал бразды правления Кале.
— Как только с нашей базы взлетел истребитель, «пришелец» перестал прятаться, так как смысла уже не было: он понял, что обнаружен. Выяснилось, что это реактивный пассажирский самолет «Каравелла», принадлежащий США, переделанный под разведчика: его пассажирский отсек был напичкан фототехникой.
В это время с других военных аэродромов на всем пути следования самолета взлетели другие истребители. Все вместе они принудили «Каравеллу» сесть, это произошло в Грозном. Летчиков потом депортировали, но всю имеющуюся на нем шпионскую аппаратуру кагэбэшники уничтожили.
Следующая история – одна из самых известных, однако ее подробности знают далеко не все. Во второй половине 50-х годов воздушное пространство СССР неоднократно нарушал американский самолет-разведчик U-2. Его высота полета составляла 20-24 километра, поэтому он был недосягаем ни для истребителей (МиГи поднимались на 12-13 км), ни для зенитчиков.
Летая в стратосфере, такие самолеты могли фотографировать интересующие их объекты. Наши истребители неоднократно пытались перехватить самолет-шпион, но разница в высоте полета не позволяла этого сделать.
Все изменилось 1 мая 1960 года. Рано утром в праздничный для советских граждан день самолет-разведчик U-2 под управлением старшего лейтенанта ВВС США Френсиса Пауэрса вылетел с пакистанской базы в сторону границы СССР с очередным разведывательным заданием.
— А накануне я заступил на смену, во время которой мне довелось вести четверку Су-9 (всепогодные истребители-перехватчики), их перегоняли в Германию, в группу советских войск, – рассказал Ю. Рындин. – Так как задание было мирным, у самолетов отсутствовало вооружение, а летчики были без высотно-компенсирующих костюмов.
Это был предпраздничный день, и полеты заканчивались на несколько часов раньше, поэтому Рындин не разрешил истребителям продолжить путь, и они сели на одном из аэродромов. А около 6 утра 1 мая наша радиолокационная станция засекла U-2, летевший над Таджикистаном.
Особенностью Су-9 является то, что высота его полета составляет до 20 км, так что его можно было отправить на перехват шпиона. Понимая это, Рындин сообщил своему командованию, а оно доложило в Москву о случайном наличии в нашей зоне ответственности истребителей-перехватчиков. Было приказано поднять их в воздух. На перехват вызвался командир четверки.
Но у его самолета произошел сбой, закончилось топливо, и ему пришлось вернуться на базу ни с чем. Когда к Су-9 подбежал техперсонал, обнаружил, что у пилота из носа и ушей течет кровь. Однако он был жив.
U-2 все же сбила наша зенитка, самолет рассыпался в воздухе, пилот спасся. Ф. Пауэрс приземлился недалеко от уральской деревушки, где его взяли в плен местные жители. Позже летчика доставили вертолетом на аэродром под Свердловском, а затем отправили в Москву.
— А еще одна история произошла в конце 70-х – начале 80-х. Во время моего дежурства пришла заявка от группы стратегических бомбардировщиков (20 машин), которые с полным боевым запасом шли на задание в Афганистан. Я создал для них безопасный коридор и переключился на частоту переговоров летчиков, – вспоминает Ю. Рындин. – А через некоторое время я услышал, как один из пилотов докладывает командиру о том, что в одном из двигателей резко поднялась температура. Командир приказал выключить его и идти на трех. Еще через несколько минут пилот сообщил, что и во втором двигателе температура поднялась до 900 градусов.
Между тем на пути бомбардировщиков оставался всего один запасной аэродром, на который, в случае ЧП, можно было посадить машину. Дальше – чужая территория. Рындин связался с командиром группы и настоял на том, чтобы он доложил своему командованию о ситуации, рекомендовал немедленно совершить аварийную посадку вышедшему из строя самолету.
Командование группы утвердило решение штурмана 1-го класса, самолет решено было вывести из группы, и Рындин взял его управление на себя. Он связался с запасным аэродромом, где тут же по тревоге были подняты все службы, и, сверяясь по наземным приборам и радиолокационным станциям, направил пилота в безопасную зону к морю, где он мог избавиться от своего боевого груза.
Но тот пришел в ужас: «Если я сброшу бомбы не на цели, нас обоих расстреляют!» И тут понял, рассказывает Рындин, что мне предстоит сажать укомплектованный под завязку стратегический бомбардировщик с двумя выключенными двигателями!..
Но назад дороги уже не было. Обливаясь потом, штурман задавал пилоту курс аэродрома, и тот сумел сесть уже на первом круге. Правда, тяжелая туша машины «убила» рулежную дорожку при заходе в «карман» аэродрома на «стоянку», но в остальном все обошлось.
До этого никто в истории авиации не сажал стратегический бомбардировщик в таких условиях. Но это сумел сделать советский штурман.
По материалам газеты «Краснодарские известия»
От редакции. В наши дни Ю. Рындин по-прежнему остается в строю. Его можно встретить практически на каждом публичном мероприятии КПРФ в Краснодаре. Ветеран гордо держит в руках красный флаг.