КРАСНОДАРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бюджет как зеркало политики. Диалог политика и ученого

Накануне официального рассмотрения проекта закона «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов» его обсудили руководитель фракции КПРФ Законодательного Собрания Краснодарского края Н.И.Осадчий и доктор экономических наук В.Н.Малейченко.

Н.Осадчий:

- На протяжении ряда лет краевой бюджет был тесно сопряжен с теми проблемами, которые нес в себе «олимпийский проект». В связи с этим были многомиллиардные, по сути – транзитные, федеральные вливания в краевой бюджет, что значительно увеличивало его параметры, искусственно их раздувало. Все это затрудняло объективную оценку. И вот мы рассматриваем первый бюджет после проведения Олимпиады в Сочи. Конечно, сейчас на главный финансовый документ края влияют другие факторы, на которые указывают его разработчики, представители администрации, – политика западных санкций, замедление экономического развития, падение цен на нефть и необходимость обязательного выполнения «майских (2012 года) указов» президента – о повышении зарплаты работникам бюджетной сферы: врачам, учителям, работникам культуры и социальным работникам…

В.Малейченко:

- В любом случае при изучении основных параметров законопроекта уже возникает устойчивое определение. С точки зрения статистической динамики – это бюджеты банкротства рыночной реформы и власти ее воплощающей.  Ежегодный процент увеличения доходов бюджета кратно меньше реального индекса инфляции без учета падения валютного курса рубля. Следовательно, реальные бюджеты 2015-2017 годов – меньше бюджета 2014 года без учета сегодняшнего изменения курса рубля. Это свидетельствует о внутренних причинах деградации экономики, и не надо ссылаться на внешние факторы – их надо было предвидеть. О них много лет, с самого начала реформ предупреждали коммунисты.

Н.Осадчий:

- Полагаю, мы можем сказать, что перед нами – реальный бюджет, вполне адекватно отражающий нынешнюю ситуацию в экономике. Но сама ситуация такова, что ее вполне можно оценивать как критическую. И она является такой не только из-за западных санкций, но и по причине того ошибочного курса, которым правительство ведет страну все последние годы. Не было внимания к развитию отечественной промышленности и сельского хозяйства, не было подлинного  экономического роста. Финансовый расклад сложился не в пользу регионов, повсеместно происходит сокращение расходов на здравоохранение – на обеспечение его бесплатности и доступности, а также на культуру и жилищно-коммунальное хозяйство…

Словом, если мы посмотрим на проект с точки зрения доходной части, то увидим, что, с учетом инфляции – пусть даже 5-процентной, собственные доходы почти не будут расти. Вот смотрите: в 2014 году они составят, по предварительному прогнозу, примерно 152 миллиарда рублей, в 2015 – всего 158, в 2016 – 172 и в 2017 – 183 миллиарда…

В.Малейченко:

- При этом следует обратить внимание на то, что в структуре доходов бюджета с 28 до 25 процентов уменьшается доля налогов на прибыль организаций, что свидетельствует о сокращении производственной, а значит, реальной налоговой базы. Уменьшается и доля доходов от государственной собственности. Зато увеличиваются, и весьма существенно, доли налогов на доходы физических лиц и на имущество организаций. В условиях торможения и спада реальной экономики такое замещение означает, что раскручивается  инфляционная спираль, и бюджет деградирует. Все это ведет к сокращению инвестиционных возможностей в реальное производство и к ухудшению  жизни населения Кубани. В бюджете 2016 года финансирование инновационного развития экономики сокращается на 35 процентов, а с учетом инфляции – больше, чем на 50 процентов.

Н.Осадчий:

А если теперь взглянуть на расходы, как они обозначены в представленном проекте бюджета? Они в основном аккумулированы в государственных программах. Их всего 26 – по главным направлениям жизни и развития…

В.Малейченко:

Особенно плохи проекты бюджетов 2015-2017 годов для сельского хозяйства, составляющего основу экономического и социального благополучия. Фактически на все три года сумма бюджетного финансирования не изменяется: на соответствующую государственную программу отводится всего по 2,7 миллиарда рублей. Кстати, в текущем году эта же программа предполагала более 7 миллиардов… А это означает, что с учетом фактической инфляции и падения курса рубля, – ведь сельское хозяйство – это импортозависимая отрасль, – реальная поддержка едва ли составит 50 процентов от номинальной суммы. Да и номинальная сумма финансирования вряд ли остановит деградацию сельского хозяйства. Так, в расчете на гектар (растениеводство плюс животноводство) сумма поддержки составит 4621 рубль, или примерно 100 долларов по текущему курсу. Это – при том, что с каждым годом кубанские черноземы катастрофически теряют природные основы плодородия, а выделенной суммы не хватит и на полторы тонны навоза, который к тому же, ввиду постоянного сокращения поголовья КРС, становится дефицитным товаром, а с учетом роста цен на энергоресурсы, есть еще проблема вывезти его на поле.

Н.Осадчий:

Действительно, проект по животноводству предполагает всего 158 миллионов рублей, а, кстати, в текущем году – более полутора миллиардов. На мелиорацию проект отводит 67 миллионов, а в текущем году все-таки было в два раза больше, а в 2013-м – 157 миллионов. В связи с этим возникает вопрос: как при таком финансировании сельского хозяйства добиться подъема в производстве сельскохозяйственной продукции, как добиться того самого «импортозамещения», о котором много говорят на самом верху власти уже несколько месяцев? Как обеспечить продовольственную безопасность страны и края? Ответ на этот вопрос повисает в воздухе…

В.Малейченко:

Теперь – о социальной составляющей бюджета. Каждый год, пропиаривая очередной бюджет, партия власти особо обращает внимание на его социальную ориентацию, выраженную в процентах социальных расходов. Но беда в том, что проценты не заменят импортных лекарств, не компенсируют они и роста цен на коммунальные, медицинские, образовательные услуги и прочие необходимые средства существования людей.

С учетом реальной инфляции и падения курса рубля положение катастрофически ухудшается, особенно в здравоохранении, ориентированном на импортные лекарства и импортную медтехнику. Расходы бюджета здесь тоже остаются постоянными, а, следовательно, в реальности существенно сократятся…

Н.Осадчий:

Приведу в подтверждение несколько конкретных цифр, касающихся наполнения государственных программ в социальной сфере. Вот программа «Развитие образования», где дела обстоят немного лучше, чем в некоторых других областях. В текущем году ожидается 42,5 миллиарда рублей. На 2015 год – 45,4 миллиарда, на 2016-й – 45,6 и на 2017 год – 45,6 миллиарда рублей. Иначе говоря, роста не предвидится…

Возьмем медицину – программу «Развитие здравоохранения». В 2013 и 2014 годах – по 40 миллиардов рублей. То же самое – в проекте бюджета, на ближайшие три года. Никакого роста нет.

Ремонт и реконструкция сельских клубов. В проекте бюджета – всего 12 миллионов на следующий год, что в три раза меньше, чем сегодня, хотя потребность – минимум 100 миллионов в год.

Еще один социально-значимый вопрос – это газификация. В соответствующей программе на следующий год заложено всего 40 миллионов рублей. Для сравнения: в текущем году – 175 миллионов.

В.Малейченко:

Что печально, в сравнении с бюджетами других субъектов РФ, бюджет Кубани тоже выглядит не лучшим образом. В расчете на душу населения в Москве, например, приходится 142 тысячи рублей, в Московской области – более 51 тысячи, в бюджете России – почти 100 тысяч, а в краевом бюджете – только 33 тысячи рублей. Как видно, на Кубани в расчете на душу населения приходится в 3 раза меньше чем в среднем по РФ, в 1,5 раза меньше чем в Московской области и в 4,3 раза меньше, чем в Москве. А ведь Кубань, с точки зрения природно-климатических условий, наиболее благоприятный для социально-экономического развития регион России.

Такое положение дел следует считать провалом буржуазного социально-экономического курса. В его рамках существенно улучшить структуру доходной и расходной части бюджетов не представляется возможным – ведь они есть объективное отражение реального состояния социально-экономических отношений. Частичные улучшения структуры расходной части бюджетов  возможны – за счет сокращения расходов на различного счета мировые чемпионаты и прочие затратные шоу-мероприятия, а также за счет сокращения бюрократических расходов. Но этим ситуацию в целом не изменить, и деградация экономики Кубани в рыночно-капиталистической системе будет продолжаться.

Н.Осадчий:

Изменить положение можно, – но только с кардинальным изменением социально-экономической политики в масштабах всего государства. Нужно отправить в отставку либерально-буржуазное правительство «министров-капиталистов» и сменить курс, а затем мобилизовать все ресурсы государства на развитие реальной экономики, на поворот к социализму. Как? Об этом говорят давно подготовленные, но не востребованные сегодняшней партией власти антикризисные социально-экономические программы КПРФ!..

Распечатать Поделиться: